Следующий параметр, как нам кажется, тоже может выявлять предрасположенность к коучингу либо к психотерапии. Наша модельная группа коучей продемонстрировала явное предпочтение к групповому окружению (работа в присутствии других людей) и нежелание работать в индивидуальном окружении (отдельном кабинете). Полагаю, терапевты отвергли бы саму идею проводить работу с клиентами в кафе, на скамейке в парке или в лифте по дороге на совещание. А для коуча такое вполне допустимо.
Наши коучи выказали предпочтение к разделенной ответственности (отсутствие рамок индивидуальной ответственности или нежелание их устанавливать, ориентация на командную работу, общий результат). Это интересный момент, потому что роли у клиента и коуча в момент их взаимодействия разные, и ответственность за конечный результат тоже разная. Хочется надеяться, что здесь мы прикоснулись к важному феномену профессии коуча – непривязанность к целям клиента (об этом чуть дальше), но при этом ориентация на совместную работу в сессии, раппорт и контакт.
Еще один важный параметр, который хотелось бы упомянуть – у коучей оказалась выше ориентация на настоящее, здесь и сейчас. В целом российская выборка показала гораздо меньшую ориентацию на настоящее, чем выборки западных стран. Тут можно много говорить о климате и истории, с чем это связано и как объяснить, но важны не причины, а результат. При этом для коучинга ориентация на то, что происходит здесь и сейчас и, что особенно важно, установка на то, что происходящее здесь и сейчас находится под моим контролем и может быть управляемо, имеет исключительную значимость! Получается, что у потенциальных клиентов коучинга ориентация на настоящее низка, следовательно, здесь помощь коуча будет совершенно необходима: помочь не только собрать ресурсы и спланировать будущее, но прямо сейчас начать делать необходимые шаги для достижения желаемого результата. И что радует – более ориентированные на настоящее коучи действительно могут в этом помочь своим клиентам. А если у начинающего коуча ориентация на настоящее недостаточно развита, то самое время обратиться к различным техникам "втелеснивания" (embodiment), чтобы наладить "интерфейс с настоящим" и стать "настоящим коучем".
В опроснике iWAM есть категория мотивационных паттернов, выявляющая отношение тестируемого к правилам. Мы полагаем, что это важная характеристика для коуча. Возможны 4 варианта – ассертивный (мои правила для меня и для вас), безразличный (нет правил, всё равно), послушный (превыше всего правила компании) и терпимый (мои правила для меня, ваши правила для вас). Нам встречались коучи с высоким уровнем безразличия (думается, это помогает им сохранять невозмутимость, а также уберегает от стремления давать советы, что свойственно неравнодушным, более эмпатичным людям). Коуч, работающий в штате крупной корпорации, скорее всего будет стремиться быть лояльным и соблюдать правила компании. Но внешний коуч скорее всего будет менее безразличен и послушен, но более ассертивен и толерантен. Эта гипотеза подтверждается результатами моделирования.
У коучей оказалась выше среднего по России ориентация на аудиальную информацию и принятие решений на основе услышанного, и совсем не убеждает коучей письменная информация. Это важная характеристика, особенно для коучей, которые проводят сессии дистанционно (по телефону или скайпу) и должны уметь всю необходимую им для работы информацию считывать по голосу. Во время коуч-сессии коуч превращается в слух, ловя тончайшие нюансы речи клиента.
Что совсем не удивительно, у коучей оказалась высокой ориентация на людей. А вот ориентация на информацию – низкой, и это объяснимо, поскольку если и должен в процессе коучинга кто-то фокусироваться на фактах и цифрах, то это клиент, а не коуч (коучу вообще безопаснее подчас не иметь доступа к подобной информации).
И тоже неудивительно – у коучей оказалась выше среднего ориентация на невербальную информацию. Это качество делает человека чувствительным к эмоциональным оттенкам в коммуникации, к телесным, ритмическим проявлениям. Если коуч не столь внимателен к невербальной составляющей, не умеет расшифровывать сигналы тела, то его, безусловно, нужно этому учить, иначе коучинг был бы предельно прост – список вопросов в руки и всё. Отрадно, что, судя по исследуемой группе коучей, это качество у них уже есть и, возможно, люди с таким предпочтением более расположены выбирать коучинг как свою профессию.
У коучей оказалась ниже, чем у потенциальных клиентов, ориентация на власть (стремление к влиянию, статусу и полномочиям). Наверное, это объяснимо и отражает тот факт, что коуч находится вне рамок отношений власти и подчинения и его влияние на клиента нестатусно. На первый взгляд показалось неожиданным то, что и два других мотиватора по МакКлелланду (Принадлежность и Достижение) тоже получили значения ниже стандартной группы. Но это на первый взгляд неожиданно, а на самом деле этому можно найти приемлемое объяснение. Высокая мотивация на признание в группе сделала бы коуча зависимым от хорошего к нему отношения клиента, заставила бы "фильтровать" то, что в качестве обратной связи коуч собирается высказать клиенту, боясь его "обидеть", сделала бы коуча более чувствительным к возможной критике его действий или позиции. Понятно, что подобная зависимость делает отношения коуч-клиент нездоровыми, и этого необходимо избегать. Что до мотивации достижения, то в рамках коучингового взаимодействия, возможно, от коуча и не требуется высокая приверженность результату. А, может быть, объяснение заключается в том, что выбранные нами для исследования коучи - уже профессионально состоявшиеся люди, признанные мастера в профессии, и стремление к профессиональному признанию у них теперь фоновое, не является доминантой мотивации.
Были в исследовании и неожиданности. Так, по параметру "ориентация на цель" получился такой разброс значений, что построить модель на их основе не получилось. Когда я на презентации модели упомянула это, то получила нешуточный отпор. "Как же так, как это коуч не ориентирован на достижение цели?" Возможно, мы не правы и вы тоже с нами поспорите, то мы исходим из того, что на коуч-сессии коуч работает с целями клиента, а не со своими, поэтому его фокус внимания направлен на процесс, на создание пространства для развития, на укрепление раппорта. При этом некоторые коучи могут быть более ориентированы на цель и тогда есть вероятность, что они вместе с клиентом быстрее будут продвигаться вперед. А некоторые коучи могут достаточно глубоко погружаться в процесс, выводя клиента на такие инсайты, которые при линейном восприятии цели, возможно, недостижимы.
Тоже самое произошло с Проактивностью и Терпением – в нашей модельной группе оказались как очень проактивные коучи, которые быстро включаются в деятельность, так и очень терпеливые, ожидающие импульса извне и только после этого вступающие в игру. На наш взгляд, истина где-то посередине. В отличие от холодных звонков (проактивность) или работы на телефоне доверия (терпение), где требуется однозначная предрасположенность, у хорошего коуча должно быть чувство баланса, в какой момент замереть, внимая каждому слову клиента, а в какой – проявлять энергию инициативы.
По опроснику VSQ, который измеряет системы ценностей и культуральные паттерны, группа моделируемых коучей предсказуемо отличается от среднего россиянина, хотя и незначительно: у коучей ниже принадлежность к бежевому уровню ценностей (самые примитивные ценности, уровень физического выживания), чуть выше среднего фиолетовый уровень ценностей (ритуалы, сказки, метафоры), ниже среднего красный уровень ценностей (физическая сила, агрессия), такой же уровень синих и оранжевых ценностей (то есть коучи хорошо интегрированы в те сообщества, в которых они живут и работают), но зеленый, желтый и бирюзовый уровень ценностей у них выше, чем у их потенциальных клиентов, что тоже совершенно естественно.
Модель прошла проверку реальностью - начинающие коучи, участники длительного курса обучения коучингу прошли такой же ассессмент в начале обучения и в конце (через 1,5 года). Те 5 человек, которые сами признали, что за прошедший период сделали большой рывок в профессии, по результатам повторного тестирования по ключевым параметрам значительно приблизились к мотивационному профилю согласно модели. Подобные модели используются для отбора персонала как на входе, так и в случае, когда сотрудники уже работают и необходимо повысить их продуктивность. Преимущество данной методики в том, что она диагностирует бессознательные мотивационные установки, управляющие поведением. Их изменить сложнее, чем обучить конкретным навыкам, но зато и эффект более глубокий. Так, если вернуться к модели коуча, можно предположить, что если человек по результатам тестирования покажет противоположные модели характеристики, то скорее всего он не будет успешен как коуч, и если он только планирует коучинговое обучение, то отказ от дальнейших шагов в профессии сэкономит кучу денег, сил и времени. Или... с ясностью и осознанностью относительно своих слабых мест он может более ответственно отнестись к задаче профессионального развития, более глубоко работать над собой и в конечном счете, кто знает, может стать замечательным коучем со своим неповторимым стилем.