Анна Иванова - тренер, коуч, консультант
Создавая будущее сегодня
Хотите развиваться? Ищете решение? Попробуйте будущее на вкус, заказав бесплатную сессию коучинга по телефону +7 (495) 585-89-66

Статьи

Статьи об обучении и развитии

Лариса Выжва. Командообразование: новый подход

Сегодня командообразованием не занимается только ленивый. Количество разнообразных тренингов настолько велико, что порой трудно определиться. Но возникает закономерный вопрос: а насколько результат соответствует тому, что заказывалось и оплачивалось? Действительно ли мы получаем команду?

Немного истории

Давным-давно психологи начали изучать процессы, происходящие между людьми в так называемых малых группах. Знания эти, в основном, использовались в групповой психотерапии сначала для лечения психически больных людей, а потом и для здоровых, но желающих развивать свой личностный потенциал.
Организовывались группы встреч, личностного роста, различные тренинговые группы — как краткосрочные (от нескольких дней до нескольких месяцев), так и долговременные (от года до нескольких лет). Было замечено, что люди, занимавшиеся в них, не только получали значительный личностный рост, но и глубоко усваивали специальные и порой весьма специфические теоретические знания в рамках той теории, в которой функционировал данный коллектив.
Именно поэтому существует требование для групповых терапевтов прожить весь процесс групповой психотерапии "на собственной шкуре" — лучшего способа научиться вести группы просто не существует! Знание, получаемое в процессе проживания, гармонично встраивается в структуру личности и может использоваться естественным образом как любой человеческий опыт.
В дальнейшем эти наработки стали использовать в различных обучающих программах, создавая так называемые группы динамического обучения, в которых участники проживали весь процесс и фактически сами создавали требуемые знания в условиях заданного направления.
На сегодняшний день динамические формы обучения успешно используются в бизнесе для обучения персонала. Причем здесь командообразование? Дело в том, что в процессе развития группы не только наблюдается качественное изменение взаимоотношений между участниками, но и возникает новое образование: коллектив людей, имеющих лидера, сплоченных вокруг общей цели и умеющих эту цель не только ставить, но и достигать. При этом и группа, и каждый ее член отвечают за полученный результат. А группа, отвечающая за свою деятельность, умеющая ставить цели, достигать их творчески и в едином русле, раскрывая при этом личностный потенциал каждого участника, и есть КОМАНДА.

Формирование команды

Формирование команды — это всегда групповой процесс с прохождением всех стадий развития групповой динамики (о них мы подробно рассказывали в предыдущем номере). И очень важно, чтобы люди понимали, зачем им нужна команда.
Процесс формирования команды может протекать как стихийно, так и целенаправленно. Стихийный процесс характеризуется выделением неформальных лидеров и сплоченностью вокруг общей деятельности, которая и становится целью (например, путешествия, военные действия, музыка и т.д.). Часто неформальный лидер становится впоследствии руководителем.
Однако на предприятии энергия такой команды может стать весьма разрушительной силой, так как несовпадение целей снижает, а то и сводит на нет эффективность организации.
При целенаправленном подходе к командообразованию руководитель должен четко представлять себе, зачем это нужно — командный способ работы требует серьезных изменений в системе управления.
Руководитель может создавать команду самостоятельно, но для этого требуются специальные навыки. Справедливости ради следует отметить, что встречаются таланты, которые, что называется, "кожей чувствуют" процесс, но это редкость. Опыт показывает, что для формирования команды эффективнее пригласить внешнего тренера.
Дело в том, что в процессе развития группы должен произойти процесс освобождения от тренера. Группа приобретает независимость, ей больше не требуются поводыри, она готова принимать и проводить в жизнь самостоятельные решения. Если тренер в этот момент не уйдет, то он должен стать лидером, а это не его задача. Поэтому если такой тренинг будет вести внутренний тренер компании, ему впоследствии просто нет места в структуре предприятия.

Мифы

Существует миф, что можно изменить поведение сотрудников, но при этом сохранить привычные модели мышления и нормы поведения руководителей. Это не так.
Командный способ работы привносит качественно новые правила поведения, требующие определенного мировоззрения.
Если тренинг позиционируется как серьезный — а тренинг командообразования именно таков! — то участники должны изменяться. Часто после тренинга остается некий эмоциональный подъем, который держится три-четыре недели. Спрашивается: если это не было объявленной целью работы, то зачем нужен такой тренинг? С таким же успехом можно сходить в ближайший лесок и пожарить шашлычок в приятной компании — обойдется дешевле, а результат будет аналогичным. Если после тренинга в людях ничего не изменилось, то они зря потратили и время, и деньги.
Однако проблема гораздо шире. Любой тренинг меняет людей, вопрос только в том, насколько эти изменения осознаются участниками и тренером. Жизнь вообще требует от людей изменения. Почему тренинг, основанный на естественных процессах, должен быть исключением?

Психология

Так уж получилось, что практическая психология началась с работ Фрейда, Юнга и других известных врачей-психиатров. Но диеты тоже начались в медицинской практике как дополнительный способ лечения определенных заболеваний. Почему соблюдение диеты для сохранения фигуры не считается лечением, а применение в бизнесе законов организации человеческих коллективов должно рассматриваться как лечение?
Есть еще один немаловажный аспект. Тренинги заказывают люди, часто очень далекие от специфических психологических знаний, поэтому вся "кухня" им непонятна и страшновата... Получается парадокс: с одной стороны, для правильного и успешного руководства эти знания нужны, но взять их порой просто негде.
Представляется весьма уместным людям, весьма далеким от профессиональных психологических знаний, эти знания все-таки приобретать. Знать основные принципы организации человеческой психики необходимо не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. К сожалению, тренинговые программы часто упускают из виду такой нужный пласт знаний.

Конфликт

Партнеры не смогли договориться и разошлись. Знакомая ситуация в бизнесе, не так ли? Сколько идей пропало! Сколько дел развалилось! А суть в том, что люди не смогли качественно и продуктивно пройти конфликтную стадию. Этому невозможно научиться по книжкам, это надо прожить на собственной шкуре.
Многие тренеры избегают группового конфликта, тем самым лишая участников ценного знания. Да, групповой конфликт — штука сложная. Им надо уметь управлять. Это требует от тренера особых знаний и умений, это страшновато, в конце концов! Но конфликт не есть ссора. Можно прекрасно конфликтовать, будучи корректными. Если конфликт на тренинге переходит в ругань, это говорит только о плохой подготовке тренера.
Никогда группа товарищей не станет командой, не прожив конфликтную стадию. В конфликте люди раскрываются как личности, они заявляют о своей позиции честно и открыто. "Я смог быть плохим при тебе, а ты при мне" - вот внутренняя суть процесса. Это порождает взаимное доверие, понимание, дает возможность услышать другого по-настоящему. Надо научиться уступать, поступаться своим ради общей цели. Это глубокая внутренняя работа, которая меняет людей: ведь никто не требует уступок, я сам решаю, в чем уступить и когда.
Команда, прошедшая через такой конфликт, будет впоследствии отстаивать свою позицию, свою цель. И правила, принятые командой, будут выполняться, потому что они настоящие, а не спущенные сверху или навязанные тренером.

Как проходит тренинг

Тренинг командообразования представляет собой классическую психодинамическую группу, основной темой которой является построение управленческой команды на конкретном предприятии. Участники последовательно проходят этапы развития групповой динамики: начальный, конфликтный, продуктивный и заключительный.
Групповой конфликт является центральным моментом тренинга, так как переход в продуктивную, творческую стадию развития во многом зависит от правильного проживания этого этапа. Именно вскрытие и отработка конфликтных сторон отношений позволяет понять, чего стоит эта команда и стоит ли она вообще хоть чего-нибудь.
Без конфликта невозможно найти общую цель и соотнести ее с личными целями каждого — цель должна быть выстрадана, тогда люди будут стоять за нее до конца!
Тренер направляет групповой процесс, используя личный потенциал участников и всей группы в целом.


Результат

1. Команда, сплоченная вокруг общей цели с настоящим лидером.
2. Новый тип отношений внутри команды, основанный на глубоком принятии и понимании друг друга.
3. Личная ответственность членов команды за достижение общей цели.
4. Командный дух: формируется "мы" как единое целое, но при этом каждый член команды ценен.

"Побочные" результаты

1. Резко снижается уровень конфликтности, возрастает конструктивность и аналитичность.
2. Полученные знания усваиваются в полном объеме и интериоризируются личностью.
3. Повышается творческая активность команды и каждого ее члена, что создает условия для личностного развития.
4. Несмотря на то, что тренинг не имеет психотерапевтической направленности, само по себе проживание группового процесса является серьезным фактором позитивного изменения личности. Поэтому не редкость, когда участники получают хороший терапевтический эффект.

Сомнения

Все тренеры обещают прекрасные результаты, уникальность и т.д. Чем же этот тренинг действительно отличается от других?
Прежде всего — теоретической базой, на которой построен процесс. Групповую динамику нельзя прожить за два дня: психические процессы имеют продолжительность по времени, и обойти это невозможно. Любые обещания втиснуть такой процесс в два дня вызывают серьезные возражения и сомнения в профессионализме тренера.
Второе — проживание процесса в реальном времени. Часто тренинг и жизнь связываются метафорически, имитируя реальные процессы посредством неких вводных установок, специально придуманных историй (их даже называют "кейсом тренера"). На этом тренинге ничего подобного нет. Все упражнения имеют отношение к ситуации "здесь и теперь с конкретными людьми". Часто бывает, что группа перехватывает инициативу у тренера и решает на тренинге реальные задачи реального бизнеса.
Третье — группа небольшая и максимально закрыта от внешнего мира. На выезде, где-нибудь в пансионате (например), при полном погружении в процесс возрастает интенсивность и глубина процесса. Образно говоря, час идет за год.
Большие группы недопустимы, так как представляется весьма сложным найти общую цель для группы в сто человек.
Пятое — качественно иная суть сплочения группы: вокруг цели и лидера, а не против конкурентов или "за победу". Такая команда будет идти к цели не для того, чтобы догнать и перегнать кого-то, получить награду или что-то еще, а потому, что так решили. Чувствуете разницу?
Творчество будет только в команде, находящейся на продуктивном этапе группового развития. Любые другие этапы формируют псевдоцели, имеющие мало отношения к работе (эти псевдоцели вскрываются и развенчиваются на конфликтной стадии).
Причем тут бизнес? В бизнесе работают люди, и ничто человеческое им не чуждо. Все процессы идут по тем же самым законам, что и в других человеческих коллективах, так почему это не использовать?

Тренер

Такой тренинг командообразования не имеет четко расписанной по времени структуры, нет обязательного набора упражнений, неизвестен заранее предопределенный результат, многое зависит от участников... Так что же делает тренер?
Существует точка зрения, что тренер и упражнения в тренинге — это средства достижения групповой динамики. Именно так сейчас и учат тренеров. Однако позволю себе не согласиться с данным утверждением.
Динамические групповые процессы являются природными, базовыми механизмами, поэтому мастерство тренера заключается не в том, чтобы создавать групповую динамику, а в том, чтобы не мешать ей происходить. Я часто встречаю очень живучее убеждение, что если тренинг идет три дня, то групповая динамика ему обеспечена. Ничего подобного! Динамика может стоять на месте годами: если на предприятии избегают конфликтов, то никакого развития группы не происходит. Верно также и то, что динамику невозможно форсировать, так как психические процессы имеют свою продолжительность во времени и определенные закономерности развития. Поэтому тренер должен очень внимательно относиться к использованию любых упражнений. Упражнения часто тормозят динамику, задача же тренера — создать условия для ее развития.
Парадокс, но динамика запускается тогда, когда тренер "отпускает" группу и отходит в сторону.
Тренер:
- создает условия, в которых группа, опираясь на свой потенциал, активно участвует в строительстве команды;
- руководит процессом и направляет его;
- выступает в роли эксперта, источника информации;
- помогает раскрыть ресурсы участников тренинга, поддерживает их.
Тренер обязан уметь мастерски владеть принципами управления групповыми процессами, должен быть свободен от каких бы то ни было притязаний на лидерство в группе. Позиция эксперта предполагает и наличие весьма солидных знаний не только в области командообразования. Тренер обязан владеть методологической базой в конкретной научной школе, а это достигается целенаправленной подготовкой в рамках этой школы. На сегодняшний день такое образование встречается у профессиональных психологов и психотерапевтов, причем далеко не у всех. Зачастую такой тренер плохо понимает разницу между терапевтической группой и бизнес-тренингом. Никакая психотерапия в бизнес-тренингах категорически недопустима!
Под руководством тренера группа сама борется за результат, сама отвечает за свои действия, поиск информации и усвоение, сама определяет правила, ценности и убеждения. Тренер отвечает за процесс достижения результата.
В результате получается живое, выстраданное, глубокое содержание работы. Его будут претворять в жизнь, так как оно является частью жизненного опыта участников, встроенного в их личности естественным образом.

Написать письмо

Ваш e-mail:
Сообщение:

 



Подписка на рассылку

Введите e-mail, чтобы подписаться на нашу рассылку:


Все права защищены © 2004-2017
Анна Иванова, (495) 585-89-66


Rambler's Top100     Яндекс цитирования
  Психология 100  

Создание сайта:
Студия 239