Анна Иванова - тренер, коуч, консультант
Создавая будущее сегодня
Хотите развиваться? Ищете решение? Попробуйте будущее на вкус, заказав бесплатную сессию коучинга по телефону +7 (495) 585-89-66

Статьи

Статьи по коучингу и развитию карьеры

Юлия Сербина. Два в одном: соционика для коучинга

Возможно, неспециалистам в области управления персоналом эти два термина – соционика и коучинг – представляются не более, чем модными словечками из рекламной серии "мы решим ваши проблемы". В то же время, тот невероятный потенциал, который в них кроется, способен перевернуть все представления человека об окружающей действительности и его собственном месте в жизни. Не станем повторять азы теории, отсылаем за этим к многочисленным книгам и публикациям как о соционике, так и о коучинге. Основная задача этой статьи – создать у читателя представление о том, как способны взаимодействовать эти два, на первый взгляд, разные подхода к раскрытию творческого потенциала человека и становления его как личности.

"Широко известные в узком кругу" всего несколько лет назад, соционика и коучинг сегодня стали конкурентоспособными методами работы с персоналом, находят широкое признание и своих новых последователей. Соционика возникла на территории бывшего Советского Союза на основе учения Юнга о психологических типах личности как теория о различии в переработке информации психикой человека. Одна из задач соционики в повседневной жизни – раскрыть врожденный потенциал конкретного человека как представителя того или иного типа на основе работы его сильных каналов получения информации (функций психики). В последние годы она привлекает все большее внимание практикующих психологов и тренеров как эффективный способ гармонизации отношений человека с окружающим миром и самим собой как полноценной личностью. Коучинг (от англ. сoach – транспортное средство для перевозки людей, позднее в Англии так называли частных репетиторов) американское изобретение. Суть его состоит в равноправном взаимодействии двух партнеров (профессионального коуча-"тренера" и клиента), направленном на раскрытие безусловных способностей человека (клиента) для достижения конкретной цели. Похожие задачи, не правда ли?

Имея полноценное соционическое образование и опыт в проведении коучинговых сессий, оказалось очень эффективно совмещать эти два метода. Раскрывая социотип клиента, становится легче установить причину возникновения проблемных вопросов и появления конкретных целей. Наблюдения выявили, что чаще всего проблемы кроются в зоне действия 4й (болевой) функции, а желания из серии "хочу" возникают в "детском" блоке желаний, под действием 5й (суггестивной, т.е. внушаемой) и, частично, 6й (активационной) функций. Зная об этом, удается избегать давления на болевую функцию и ускорить достижение цели без ущерба для психики клиента.

Вот примеры проведения конкретных коучинговых сессий с применением методов соционики.

Лена, по типу этико-сенсорный интроверт (Драйзер), до 40 лет занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием ребенка, все вопросы финансового обеспечения решал супруг-бизнесмен, сенсорно-логический экстраверт (Жуков). Складывающиеся интертипные отношения контроля по этике отношений со стороны жены привели к разводу. Елене, после 20 лет исполнения роли домохозяйки и матери, пришлось получать новую специальность и искать работу. При этом действие болевой функции (интуиции возможностей) выразилось в полном незнании современного рынка труда, консервативном взгляде на выбор профессии и боязни быть невостребованной по полученной в юности специальности педагога. Суггестивная функция (деловая логика) проявилась в сопутствующем желании иметь при всех прочих условиях престижную высокооплачиваемую работу. Сильная духовно и физически женщина потеряла веру в собственные силы. Целенаправленные вопросы коуча по переводу цели в область базовой функции (этики отношений) и творческой функции (волевой сенсорики) в буквальном смысле открыли человеку "второе дыхание": Елена обратилась за помощью к своим знакомым, владеющим собственным бизнесом. И те, зная ее на протяжении длительного времени как ответственного человека с высокими моральными принципами, доверили ей должность сотрудника службы персонала в своей компании, оплатив курсы по повышению квалификации.

Наталья, сенсорно-логический экстраверт (Жуков), работала несколько лет старшим продавцом в небольшом книжном магазине и постоянно испытывала желание сменить род занятий. Основной мотивацией при этом были "несовременность" профессии (суггестивная интуиция времени) и монотонность, "скучность" работы (активационная этика эмоций). При проведении коучинговых сессий выяснились более глубокие, скрытые причины недовольства Натальи: при том, что ей удавалось отлично справляться с организацией работы продавцов и вести отчетность, у нее периодически возникали напряженные ситуации при непосредственном общении с покупателями книг (болевая этика отношений). После перевода вопросов в область действия базовой (волевая сенсорика) и творческой (структурная логика) функций, Наталья приняла решение пройти обучение по профессии бухгалтер. Впоследствии она достаточно быстро нашла работу и уже через полгода перешла на должность ведущего бухгалтера.

Катя, интуитивно-этический экстраверт (Гексли), после окончания института пришла работать в качестве менеджера по персоналу на фирму, руководимую логико-сенсорным интровертом (Максим). Девушка привыкла носить яркие наряды и делать необычные прически (суггестивная сенсорика ощущений), не соблюдая под действием своей болевой функции (структурной логики) негласные правила формы одежды, чем и вызвала недовольство руководителя. После проведения коучинговых сессий и решении вопроса привлечением базовой (интуиция возможностей) и творческой (этика отношений) функций, Катя выступила с инициативой проводить корпоративные праздники, красочно и необычно поздравлять с днем рождения и другими торжественными датами, организовать воскресный отдых сотрудников. В результате сложившихся хороших отношений в коллективе и одобрения руководителя (которому праздники пришлись по вкусу как воздействие на его собственную внушаемую функцию, этику эмоций), Катя успешно прошла испытательный срок и осталась работать на фирме.

Как видно из приведенных примеров, знание социотипа позволяет иметь более четкое представление о проблемных зонах и истинных желаниях клиента. Это дает возможность искать решение и прорабатывать цели не вопросами из области слабых функций (болевой и суггестивной), которые неизбежно привели бы к психологическому дискомфорту при общении с коучем и непродуктивной работе, а переводить решение в зону действия сильных функций клиента (базовой и творческой). Что, по имеющимся наблюдениям, не только приносит удовлетворение человеку от осознания своих способностей, но и значительно повышает отдачу от проведения каждой коучинговой сессии.

Второй вопрос, возникающий при рассмотрении взаимодействия коуча и клиента - насколько их социотипы подходят друг другу в каждом конкретном случае, иными словами, какие интертипные отношения складываются между ними. Принцип коучинга состоит в установлении равноправных партнерских отношений коуча и клиента (я бы добавила – основанных на взаимном уважении и безоценочном принятии чужой точки зрения) и возникновении при этом своеобразной "синергии" в общении, основанной на активном слушании и создании так называемого "раппорта" (вхождении в эмоциональное состояние клиента). Становится ясно, что наилучший результат для этих целей может быть достигнут при общении представителей одной квадры, имеющих похожее мировоззрение, общие жизненные ценности и понятные друг другу желания. Кроме того, в дуальных отношениях и отношениях активации, желания и потребности клиента, приходящиеся на область его "детского" блока, совпадают с сильными функциями коуча и соответствуют наполненному и вполне работоспособному "взрослому" блоку партнера. То есть, вопросы коуча в этом случае будут иметь экспертный вид, продуманную и точную формулировку.

Если основываться на том, что большинство проблем клиента исходят из действия болевой функции, давление на которую приводит только к отрицательному результату, становится очевидным, почему дуальные отношения и отношения активации подходят оптимально. У коуча дуального (дополняющего) типа "болевая" клиента является "бессловесной" 8й (фоновой) функцией. У коуча-"активатора" болевая функция клиента находится в 7й позиции (ограничительная функция), также не предназначенной для ведения задушевных бесед. Такой подход может также оказать подспорье начинающему коучу, поскольку сам коучинговый метод не подразумевает прямого консультирования и психотерапии, а заключается в "искусстве задавать вопросы". Это означает, что профессиональный коуч не ведет монолог от своего лица, консультируя клиента или проводя сеанс психотерапии, а задает целенаправленные вопросы, активизируя при этом мыслительную деятельность клиента и раскрывая его собственные скрытые способности. Фоновая и ограничительная функции – бессознательные, поэтому коучу сложно размышлять и вести сознательное обсуждение вопросов из их области, при этом не происходит давления на болевую функцию и не напрягается психика клиента. Это дает возможность ускорить процесс "срастания" партнеров переводом вопросов в область сильных функций коуча, параллельно являющихся "зоной желаний" (слабыми подсознательными) клиента, без затрагивания болевой.

В данном контексте эффективным оказалось использование теории Т. Н. Прокофьевой и Е. А. Удаловой об актуальной жизненной задаче, которую человек решает, окружая себя представителями определенного социотипа (преобладающие интертипные отношения). Можно предположить, что, намеренно выбирая коуча того или иного типа и при этом искусственно усиливая взаимодействие определенных функций в моделях, клиент ускорит достижение конкретной поставленной цели и увеличит продуктивность коучинговых сессий. Действие интертипных отношений в большинстве симметрично и сказывается на обоих партнерах, то есть, при этом подходе у коуча также увеличивается жизненный опыт и достигаются сопутствующие цели, соответственно, повышается квалификация.

Вот два ярких примера из практики, подтверждающие эту теорию.

Между коучем типа этико-интуитивный экстраверт (Гамлет) и клиентом типа этико-сенсорный интроверт (Драйзер) возникли "миражные" интертипные отношения, характеризующиеся взаимодействием базовой и ограничительной функций (сочетание этики эмоций и этики отношений). В теории Прокофьевой и Удаловой окружение "миражными" партнерами говорит об актуальности проблемы внутренней свободы личности. При достижении поставленной цели (получение современной профессии) клиент параллельно избавился от страха "раскрыться" навстречу новым чувствам и положительным эмоциям (любовь) и обрел нового спутника жизни.

Коуч типа этико-интуитивный экстраверт (Гамлет), клиент типа логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц). Возникающие довольно напряженные для психики обоих интертипные отношения "супер-эго" характеризуются постоянным давлением на болевую точку обоих партнеров (сенсорика ощущений и интуиция времени). Кроме того, взаимодействуют базовая и ролевая функции (этика эмоций и логика действий), что приводит к осознанию недостаточности собственных действий и постоянной социальной оценкой себя и партнера. По приведенной теории, отношения "супер-эго" в рамках актуальной жизненной задачи говорят о возникшей проблеме выживания в обществе и нежелании признавать собственную несостоятельность в этом вопросе. Поставленная при этом клиентом цель – создание общественной организации – относится к аспектам логики действий, то есть, области сильных функций клиента и слабых функций коуча. Но в то же время, сама специфика организации, и ее главная цель (объединить единомышленников), имеют обратную картину - отражают сильные функции коуча и слабые клиента. Поэтому коучинговые сессии дали ощутимый результат для обоих: клиент увлек своей идеей массу людей, а коуч приобрел новые знания и опыт в организации собственного дела.

Известно, что в США, на родине коучинга, опытные коучи давно и полноценно используют так называемую "типологию личности" (Type Watching), которая имеет одни корни с соционикой (теорию о различии психологических типов К. Г. Юнга), но развивалась в другом направлении. Типологию начала применять ученица Юнга Катарина Бриггс, пропагандировавшая ее в США вместе с дочерью Изабель Майерс-Бриггс на протяжении 40 лет. Для практического применения типологии был разработан тест, который получил название "Индикатор типов личности Майерс-Бриггс (The Myers - Briggs Type Indicator) , сокращенно MBTI . Под этим названием он пришел в нашу страну и получил широкую известность в 90х годах прошлого века, в целом же версии MBTI были созданы на 26 языках мира. Структура коучинговой сессии и тест MBTI имеют рациональную логическую основу (последовательная серия вопросов), что закономерно проистекает из интегрального типа самого государства (США, по мнению специалистов в области этносоционики, имеет интегральный тип логико-интуитивный экстраверт). В то же время, по мнению этносоциоников, Россия принадлежит к типу интуитивно-этический интроверт, поэтому многие западные методики здесь не приживаются или обретают более "очеловеченный" вид, соответствующий нашему менталитету. Соционика, как отечественное изобретение, развивающееся последние 30 лет в культуре, более естественно вписывается в структуру сессий, проводимых отечественными коучами и находит больший отклик у клиентов.

Практика проведения коучинговых сессий с применением соционики только начинается, но уже сейчас четко виден положительный результат объединения этих двух методов работы.

(c) Юлия Сербина. Опубликовано в журналах "Управление персоналом", № 20, 2005 г.; "Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология", № 10, 2005 г.

Написать письмо

Ваш e-mail:
Сообщение:

 



Подписка на рассылку

Введите e-mail, чтобы подписаться на нашу рассылку:


Все права защищены © 2004-2017
Анна Иванова, (495) 585-89-66


Rambler's Top100     Яндекс цитирования
  Психология 100  

Создание сайта:
Студия 239