Анна Иванова - тренер, коуч, консультант
Создавая будущее сегодня
Хотите развиваться? Ищете решение? Попробуйте будущее на вкус, заказав бесплатную сессию коучинга по телефону +7 (495) 585-89-66

Статьи

Статьи по личной эффективности

Ирина Лопатухина. Мотивация по циклу контакта "человек - окружающая среда"

Все, что я делаю в своей
жизни зачем-то МНЕ нужно!
Я выбираю зачем, с кем, и как
жить. Если я выполняю не свои
желания, а чужие в ущерб своим
- мою жизнь живет кто-то другой…

Если природа человека прежде всего определяется понятием поля "организм-среда", то контакт между организмом и окружающей средой становится "первичной простейшей реальностью".
Мотивация - это система внутренних факторов, которая побуждает человека к деятельности - вступлению в контакт с окружающей средой - направляет, поддерживает и обеспечивает эту деятельность энергией. Сюда включаются такие образования, как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления, которые формируются и развиваются в течение жизни. Мотивы - основные движущие силы поведения человека. В большинстве случаев поведение человека является ПОЛИМОТИВИРОВАННЫМ, то есть определяется несколькими одновременно действующими мотивами.
Мотивировать человека - значит затронуть его важные интересы, создать условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности.

Что может мотивировать человека вступать в контакт с окружающей средой?

1) физиологические потребности в пище и сне - самые насущные, самые мощные из всех потребностей, они препотентны по отношению ко всем прочим потребностям. Человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды. Он мечтает только о еде, он вспоминает только еду, он думает только о еде, он способен воспринять только вид еды и способен слушать только разговоры о еде, он реагирует только на еду, он жаждет только еды. Если физиологические потребности постоянно и регулярно удовлетворяются, если достижение связанных с ними парциальных целей не представляет проблемы для организма, то эти потребности перестают активно воздействовать на поведение человека. Они переходят в разряд потенциальных, оставляя за собой право на возвращение, но только в том случае, если возникнет угроза их удовлетворению.
Энергией обладает лишь неудовлетворенное желание, неудовлетворенная потребность. Например, удовлетворенная потребность в еде, утоленный голод уже не играет никакой роли в текущей динамике поведения индивидуума.
Степень индивидуальной устойчивости к депривации той или иной потребности зависит от полноты и регулярности удовлетворения этой потребности в прошлом.
2) Потребность в безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).
Потребность в безопасности у детей проявляется и в их тяге к постоянству, к упорядочению повседневной жизни. Ребенку явно больше по вкусу, когда окружающий его мир предсказуем, размерен, организован. Всякая несправедливость или проявление непоследовательности, непостоянства со стороны родителей вызывают у ребенка тревогу и беспокойство.
Большинство людей склонно отдавать предпочтение знакомым и привычным вещам.
Тягой к безопасности в какой-то мере объясняется также исключительно человеческая потребность в религии, в мировоззрении, стремление человека объяснить принципы мироздания и определить свое место в универсуме. Ограничения внутренне необходимы ребенку, он нуждается в них. Или, если сформулировать этот вывод более корректно, - ребенок предпочитает жить в упорядоченном и структурированном мире, его угнетает непредсказуемость.
Потребность в безопасности здорового и удачливого представителя нашей культуры, как правило, удовлетворена. В нормальном обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникам социальные гарантии, в попытках откладывать деньги на "черный день", в самом существовании различных видов страхования (медицинское, страхование от потери работы или утраты трудоспособности, пенсионное страхование).
3) Потребность в принадлежности и любви. После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток.
Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.
человеку крайне важно знать, что он живет на родине, у себя дома, рядом с близкими и понятными ему людьми, что его окружают "свои", что он принадлежит определенному клану, группе, коллективу, классу.
4) Потребность в признании и в самоактуализации. Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя.
Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием "достижение". Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.
Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации.
Потребность знать и понимать - когнитивная - приносит человеку чувство глубочайшего удовлетворения, которое становится источником высших, предельных переживаний. Очень часто, рассуждая о познании, мы не отличаем этот процесс от процесса обучения, и в результате оцениваем его только с точки зрения результата, совершенно забывая о чувствах, связанных с постижением, озарением, инсайтом.

Важно добавить, что в каждом контакте организма с окружающей средой так или иначе задействован весь вышеперечисленный спектр потребностей и, соответственно, мотивов.

На разных стадиях цикла контакта организма с окружающей средой включаются разные базовые компоненты психической структуры личности - шизоидная, невротическая и нарциссическая - каждая из которых отвечает за удовлетворение потребностей на очередной стадии контакта.

Шизоидная часть мотивирована удовлетворением потребности в безопасности и отвечает за стадию преконтакта. Невротическая часть мотивирована удовлетворением потребности в принадлежности и отвечает за стадию установления границ в контакте. Нарциссическая часть мотивирована удовлетворением потребности в достижении, признании и самоактуализации и отвечает за процесс контактирования, инструменты контакта и результаты контакта. Поскольку мы имеем дело с социально успешными людьми, фокус изучения и подстройки их мотивации обычно сосредотачивается на мотивации достижения. Однако если в контакте, мотивированном на достижение, небрежно пройдены или искажены мотивации предшествующих стадий - безопасности контакта и установления границ - удовлетворение будет неполным или вовсе недостижимым. Поэтому подробно остановимся на этапах контакта со средой, предшествующих стадии достижения, с указанием проблем и способов их разрешения:

1 - шизоидная часть - ведущая на первой фаза цикла-контакта - начинает самоисследование человека в контексте осознанной потребности и, соответственно, мотива. Короче говоря, идёт поиск ответа на вопрос: "Зачем?"
Основой мотивации этой части является простройка безопасности индивидуума в контакте.
Это фаза предконтакта, предварительной ориентации в себе в контексте окружения.
Забота о безопасности даёт достаточное время для более полного осознания и формирования сейчас и здесь своей ведущей потребности, для удовлетворения которой человек будет простраивать данный конкретный контакт. Если есть трудности с выделением своей потребности - что хочу - непонятно - то ли спать, то ли есть, то ли плакать - начинается поведение избегания контакта, трудности в определении чувств и желаний - что-то хочу, а что - непонятно… Возникает слияние с полем, своя неотделенность от поля…
Чем более полно обеспечена безопасность - тем более четкие и простроенные контуры и границы потребности, ясная мотивация.

Если люди игнорируют свою безопасность - следующая часть цикла контакта будет избыточно отягощена напряжением и тревогой - не только что человек выбирает для своего удовлетворения, но и - хвосты с первой фазы - зачем человек это делает, и это ли ему нужно делать. Эти вопросы уже невозможно удовлетворить на второй фазе и, вероятнее всего, эти люди будут склонны к формированию патологической зависимости - постоянных попыток подтвердить свою безопасность за счет привязанности к другому человеку или объекту и сделать их ответственными за свой выбор и контакта, и партнера, и т д.

Разрешать эти проблемы ( в том числе и в тренинговом формате) можно, давая возможность человеку остаться одному в присутствии другого, почувствовать свои границы и позаботиться о своей безопасности - предлагая паузы, концентрацию на телесных ощущениях, фантазирование - создавая необходимую паузу для выделения потребности из фона.
Защиты на этой стадии:
Избегание отношений с другими - чтобы не определять свою потребность. Это связано с высоким уровнем стыда (стыд - регулятор возбуждения), сомнением в своем выборе, недоверием к себе и людям, отвержением себя.
Избегание идентификации потребности как возможно недостойной, неэтичной, неприличной. Фрустрация реальной потребности заменой ее на "фантики" - попытка завернуть то, что реально хочется в социально-приемлемые формы - проекция, дефлексия - уклонения, интеллектуализация.
Работа с построением границ, по дифференциации потребности, со стыдом - как базовым экзистенциальным чувством, отделение, индивидуация человека, осознание права на несовершенство и ошибку.

2 - невротическая часть - мотивирована выбором фигуры взаимодействия и отвечает за то, как, выбрав, быть отдельным от неё и сохранить свою различность и индивидуальность. Короче говоря, идёт поиск ответа на вопрос: "С кем?"
Запускается процесс идентификации - отвержения фигур - подходит - не подходит.
На этой фазе идёт определение границ участников контакта, т.к. проблемы с выбором напрямую связаны с проблемой границ. Если подавлено чувство отвращения, как основы возможности что-то или кого-то отвергнуть, осуществляя выбор, значит существует запрет на агрессию в любой форме, т. к. отвержение - агрессивно. Подавление отвращения - выключение по возможности своих ощущений, принятие чего бы то ни было таким образом, чтобы не чувствовать вкуса, быть фригидным. Подавленное отвращение приводит к потери возможности получать свое удовольствие, отличное от удовольствия "как должно" или удовольствия другого. Навязанное чужое решение, отношения долженствования - надо! должен! нельзя!
Интроецируются желания другого, вместо своих задач контакта начинаешь следовать желаниям другого - здесь также включен запрет на агрессию. В этом случае все зависит от другого - на нем вся ответственность за твои результаты от контакта - поэтому очень страшно простроить дистанцию, отсоединиться. А без дистанции невозможно осознать, что действительно происходит - в слиянии с объектом не образуется достаточного пространства для взаимодействия с ним, и, соответственно, для реализации цели контакта.
Защиты на этой стадии - слияние и интроекция.

3 - нарциссическая часть - отвечает за результаты контакта - идёт поиск ответа на вопрос: "Как?". Основной мотив этой стадии - взаимодействие с выбранным объектом с целью достижения результата и подкрепления потребности в признании и самоактуализации, получение удовольствия от контакта.
Поскольку в глобальном смысле миром правит принцип удовольствия, мотив может быть значимым для человека только тогда, когда реализуется этот принцип.
Однако социум налагает на принцип удовольствия систему запретов и штрафов. Вследствие этого удовольствия делятся на одобряемые обществом - запретные, здоровые - вредные, и т.д.
Получение удовольствия, реализация возбуждения, желания всегда связаны с риском - запретят, застыдят, не дадут, отвергнут, сделают больно - поэтому считать получение удовольствия и реализацию своих желаний потребностью вызывает сопротивление и чувство стыда.
Когда первые 2 фазы прошли неудовлетворительно, остались тревога и страх от необеспеченной безопасности, не сформирована фигура Другого в контакте, нет ясности, с кем и с чем человек имеет дело, и не всегда представляет, кто он в этом контакте.
Защиты - отрицание проблем, бессознательные отвлекающие маневры, слишком непроницаемые границы с окружающей средой - удержание себя в момент, когда, чтобы достигнуть финальной фазы контакта необходимо раскрыться, остановка возбуждения стыдом, невозможность достичь спонтанности.

Ключ к прояснению мотивации - ответы на вопросы: "зачем, с кем, и как?", на которые я и попыталась ответить….

©Ирина Лопатухина, опубликовано специально для сайта А-Тренинг .
При перепечатке ссылка на автора и сайт www.a-training.ru обязательна.


Написать письмо

Ваш e-mail:
Сообщение:

 



Подписка на рассылку

Введите e-mail, чтобы подписаться на нашу рассылку:


Все права защищены © 2004-2017
Анна Иванова, (495) 585-89-66


Rambler's Top100     Яндекс цитирования
  Психология 100  

Создание сайта:
Студия 239