Анна Иванова - тренер, коуч, консультант
Создавая будущее сегодня
Хотите развиваться? Ищете решение? Попробуйте будущее на вкус, заказав бесплатную сессию коучинга по телефону +7 (495) 585-89-66

Статьи

Статьи по коучингу и развитию карьеры

Интервью с Майлзом Дауни, директором Лондонской Школы Коучинга

  • Как Вы определяете понятие "коучинга"? Коучи - кто они?
В моем видении, коуч не является "мастером-наладчиком" или специалистом, решающим проблемы, он даже может не быть экспертом в заявленной для коучинга теме - что эффективный коуч умеет и может, так это создать условия для того, чтобы клиент оценил свою собственную ситуацию и нашел свое собственное решение или выход. Опытный коуч полагается не только и не столько на собственные ресурсы, сколько на возможности и способности клиента.

В коучинг люди приходят, преимущественно, из трех профессиональных групп: из психологии и психотерапии, с руководящих управленческих позиций и из консалтинга. Их возраст, как правило, за 40, и карьера в коучинге часто становится их второй карьерой. Тех из коучей, кто говорит, что хочет "просто чем-то с вами поделиться", стоит опасаться, коучинг не филантропия, это бизнес-дисциплина. С появлением, в частности, в Европе ряда обучающих коучингу программ, приходит новое поколение коучей, для которых коучинг является первой и основной специальностью. Они имеют качественную подготовку и со временем, я надеюсь, их количество будет увеличиваться.

  • Кто обычно обращается к коучу? Кто заказывает коучинг в корпоративном формате?
Коучинг руководителей у внештатного коуча обычно заказывают вышестоящие руководители и лидеры компаний. Причина в том, что это относительно дорогая услуга, и я уверяю вас, что результат стоит затраченных средств. Иногда запрос на коучинг исходит от специалиста кадровой службы, который ищет возможность помочь сотруднику, недостаточно успешно справляющемуся со своими обязанностями. Я с осторожностью отношусь к подобным ситуациям, поскольку, зачастую, корень проблемы вовсе не в сотруднике, который может и не быть совершенством, а в низком уровне менеджмента. Типичными также являются запросы о помощи при переходе на новую работу или вхождении в новую должность, желание развить в себе навыки, необходимые для карьерного продвижения, поиск новых путей достижения комплексных целей, таких как, разработка нового продукта или развитие лидерских качеств.

  • Если человек хочет найти себе коуча, какой должен быть алгоритм его действий?
  1. Прежде всего, нужно четко сформулировать запрос и определиться с целями - коучинг не обязательно может быть единственным и самым лучшим решением.
  2. Вторым шагом может стать поиск среди своего круга людей с успешным опытом коучинга. На первой встрече необходимо проверить, какова квалификация коуча и уровень его опыта.
  3. Стоит учесть, что коучинг - это отдельная дисциплина, и диплом или ученая степень психолога или психотерапевта не являются гарантией хорошего коучинга.
  4. Проверьте, действительно ли выбранный Вами коуч понимает Вас, Ваши потребности и сферу бизнеса, с которой Вы работаете.
  5. И, наконец, спросите себя: "Смогу ли я работать с этим человеком?"
История первая: Старший консультант, женщина, работающая в крупной международной консалтинговой компании, хочет стать партнером.
Темы коучинга: переход от подхода, организованного вокруг проекта, к подходу, основанному на управлении отношениями; выработка умения вписаться в культурную среду партнеров, которая является, преимущественно, мужской; повышение уверенности в себе.
Программа: серия из восьми сессий в течение 6 месяцев.
Результаты: получила предложение стать партнером компании; возглавила рабочую группу по внедрению изменений, затем стала руководителем этого направления в средней европейской стране.

  • Есть ли разница между коучингом и наставничеством? Если есть, то какая?
Разница есть, хотя граница между этими двумя понятиями не является жесткой. Обычно наставником является человек более старший, мудрый и имеющий опыт в соответствующей сфере. Наставник, как правило, имеет дело с вопросами долгосрочной перспективы, развития карьеры, и принимает непосредственное заинтересованное участие в жизни подопечного.
Коуч работает с клиентом в течение относительно небольшого периода времени и фокусируется на достижении результативности в работе, в процессе коучинга также учитываются потребности и пожелания организации, которая заказывает коучинг.

  • Каковы различия индивидуального и группового коучинга? Что и в каких случаях более эффективно?
Групповой коучинг работает только тогда, когда люди являются командой или им необходимо стать командой. Коучинг команды становится ценным вкладом, когда у команды есть общая привлекательная и стимулирующая цель.

  • Какие специализации коучей наиболее востребованы?
Несмотря на то, что спрос на коучинг в бизнесе и жизни увеличивается, коучи в спорте всегда будут более востребованными, ведь вокруг так много людей занимается спортом!

  • Вопрос сертификации: насколько она необходима? Что вы можете сказать о зарубежных практиках сертификации? Кто должен её осуществлять?
Я пока не очень знаком с рынком коучинга и его развитием в России. Сертификация, естественно, требуется, и в Великобритании многое в этом направлении уже сделано. Вероятно, значительная часть этого опыта может быть использована в России. В любом случае, я настроен изучить этот рынок.

  • Почему среди коучей так популярны восточные легенды и притчи? Философия коучинга в чём-то основывается на идеях восточной философии?
Я не знал, что восточные легенды и притчи являются популярными инструментами коучинга. Если это действительно так, это может быть признаком непонимания того, что есть коучинг, и это настораживает. Коучинг - это не разрушение или изменение вашей личной философии или подхода в какую-либо сторону. Если так происходит, это может подрывать способность клиента думать самому и снимать с него ответственность. Коучинг – эффективный коучинг – объективно базируется не на восточной философии, а на вполне обоснованной уверенности, что люди обладают потрясающими и безграничными способностями думать, творить, учиться, принимать решения и брать на себя ответственность. А задача коуча – помочь человеку использовать собственные ресурсы для достижения наилучшего результата.

  • "Кодекс коучей" Международной Ассоциации Коучинга - можно ли назвать это своеобразной "клятвой Гиппократа" для коучей? Это реальное руководство к действию или просто красивые слова?
Коучинг первых лиц является пока еще новой профессией, и не существует какого-либо официального органа, обладающего реальной властью. В свете этого кодекс является хорошей формулировкой руководящих этических принципов, и заказчики услуг коучинга должны при выборе коуча уточнять, придерживается ли их потенциальный коуч тех или иных этических стандартов. В нынешней ситуации не существует иного способа борьбы с неэтичной практикой, кроме обучения тех, кто пользуется услугами коучинга.

История вторая: HR директор ведущей компании, оказывающей коммунальные услуги, проходит процесс аттестации, в которой определяются задатки и навыки лидерства, для того, чтобы занять должность COO в сети.
Темы коучинга: как успешно пройти аттестацию, обойдя "подводные камни" и интриги внутри компании; как управлять инженерным бизнесом, не будучи инженером; как добиться ощутимых результатов за 90 дней с момента вступления в должность; как собрать свою команду менеджеров, какие действия предусмотреть на случай непредвиденных ситуаций.
Программа: серия из 9 встреч в течение 8 месяцев, затем поддерживающие встречи один раз в квартал.
Результат: успешно прошел аттестацию, признан CEO самым сильным менеджером в руководстве компании.

  • Чем принципиально отличается коучинг от психотерапии?
Это очень важный вопрос – в Европе и Америке есть совершенно реальная угроза, что психологи и психотерапевты "аннексируют" коучинг, как нечто, относящееся к их сфере деятельности. Основная проблема заключается в том, что на этот вопрос нет однозначного ответа. Большинство умений и навыков, используемых психотерапевтами, являются также необходимыми навыками коуча. Я бы ответил на этот вопрос так:
  • Работа психотерапевта – помочь личности обрести целостность, стать здоровым человеком и помочь ему вписаться в социальный контекст.
  • Главная цель коуча – помочь человеку или команде с помощью коучинга полностью и качественно выполнить их задачи в бизнесе. Коучу не нужно слишком глубоко погружаться в анализ психологического состояния клиента. Коуч должен быть психологически грамотным, но ему вовсе не нужно для этого быть психологом. Те направления коучинга, которые вплоть до фанатизма завязаны на психологию, как правило, уходят далеко в сторону от потребностей бизнеса, а иногда и вовсе на практике, если не на словах, отрицают его значимость.
  • Life-коучинг и бизнес-коучинг: в чём сходства и различия подходов?
Бизнес-коучинг сфокусирован на достижение результата в бизнесе, именно этим определяется четкая граница в работе коуча, которая предотвращает неквалифицированное попадание в сферу терапии. Если ответом на вопрос "Поможет ли вам проработка данной темы добиться выполнения поставленной бизнес-задачи?" является "Нет" - с этой темой следует обращаться не к коучу.
Life-коучинг не имеет этой естественной границы. И я испытываю опасение, что коучи, работающие в этом направлении, могут сталкиваться с темами, к которым они профессионально не подготовлены. Это серьезная проблема.

  • Пользуются ли коучи НЛП-техниками?
Техники НЛП действительно могут быть ценными в арсенале коуча, однако, они не являются единственными его инструментами или требуемыми навыками. Есть опасность, которая просматривается как тенденция НЛП-практиков - "ремонтировать, исцелять или упорядочивать" человека, с которым проводят коучинг. В их мире "коучинг" означает нечто, что с клиентом "делают" - например, именно коуч продумывает вопрос и ищет решение проблемы. В моем понимании, основное намерение коуча – оставить ответственность и право выбора там, где ему следует быть – у клиента, и создать условия для того, чтобы клиент думал и искал решение самостоятельно. Это очень тонкое различие, и есть масса тех, которые умом это понимают и декларируют, но на практике все же хотят "коучить".

История третья: Старший менеджер в банке, обслуживающем частных клиентов, стабильно добивающийся результатов, но недооцененный и не растущий в карьере, потенциальный кандидат на сокращение.
Темы коучинга: менеджер не проявляет себя лидером, о лидерстве не задумывается, недостаточно инициативен; нужно добиться, чтобы он стал заметен для руководства компании.
Программа: четыре встречи за 6 месяцев.
Результат: взялся за руководство подразделением и осуществил два важных проекта; на последней встрече сообщил, что его рассматривают как кандидата на более высокую позицию.

  • Можно ли вырастить корпоративного коуча в коллективе своей компании?
Я абсолютно в этом уверен. В Великобритании мы готовим коучей в Национальной Службе Здоровья. Дело в том, что экономически гораздо более разумно иметь в организации коуча на зарплате, нежели приглашать внешнего специалиста. Это также означает, что результаты обучения остаются внутри организации.
Но есть и обратная сторона.
  • Например, когда коуч и игрок работают в одной организации и корпоративной культуре, у них могут быть одинаковые "слепые пятна" или культурные ограничения из разряда "у нас тут так не делают".
  • Другой сложностью может быть отсутствие желания у вышестоящих руководителей, чтобы с ними занимался коучингом младший по должности сотрудник их организации или внештатный коуч.
  • Зачастую, при выращивании внутренних коучей ожидается, что люди будут выполнять свою обычную работу, а коучинг возьмут как дополнительную нагрузку, и если ожидания не сбываются, возникают проблемы.
  • При разработке программы развития коучинга внутри организации изначально должна быть ясность и определенность относительно тех проблем в бизнесе, для решения которых программа предназначается.


  • В какой степени коучинг должен быть объективным, беспристрастным? Если мой лучший друг – профессиональный коуч, насколько велика вероятность того, что мы не сможем вместе работать?
Не стоит пытаться практиковать коучинг с женой или мужем. "Не надо со мной играть в свои профессиональные игры" - это типичный ответ. Очень трудно (но не невозможно) быть в коучем для кого-либо из близких, потому что бывает сложно отойти от собственных мнений и суждений о другом человеке и просто выслушать.

Это относится и к работе с другом, но мой опыт подсказывает, что с другом проводить коучинг проще, чем с партнером. В подобных случаях помогает полная ясность относительно роли коуча и ожиданий от коучинга, также очень желательно, чтобы коуч воздержался от высказывания своих мнений и советов до окончания сессии, и проводил коучинг на нейтральной территории.

Несколько лет назад у меня был сложный разговор с моей падчерицей, и я настоял, чтобы мы вышли из дома и продолжили разговор на скамейке в парке. Когда она спросила меня: "Почему?" - я ответил: "Дома мне придется играть роль отца, я тебе – роль дочери, и это ни к чему не приведет, гораздо лучше выйти из дома и поговорить как взрослый со взрослым". Именно это мы и сделали.


Редакция благодарит бизнес-центр "Восток-Запад" за предоставленную возможность провести интервью С Майлзом Дауни.

ПРОФАЙЛ
Myles Downey (Майлз Дауни) – коуч и консультант, работающий в Лондоне, он обладает почти 20-летним опытом в коучинге и признан одним из ведущих бизнес-коучей Великобритании.

М. Дауни является директором по учебной работе Школы коучинга в Великобритании, совместного предприятия, основанного в сотрудничестве с Work Foundation (бывшее Индустриальное общество). Школа занимается развитием умений и навыков коучинга у руководителей организаций-клиентов и готовит профессиональных бизнес-коучей.

М. Дауни является автором книги "Эффективный коучинг", проданный тираж которой после второго издания уже превысил 25000 экземпляров. Он часто выступает на конференциях как в Великобритании, так и за ее пределами. Майлз является основателем APECS (Ассоциация профессиональных наблюдателей и коучей руководителей) и членом группы управления ENTO, осуществляющей надзор за установлением стандартов коучинга в Великобритании.

М. Дауни имеет опыт работы с компаниями в самых различных отраслях и областях бизнеса, в том числе в фирмах, оказывающих профессиональные услуги, в недвижимости и инвестиционных банках, производственных компаниях, в нефтегазовой отрасли, пивоваренной промышленности, розничной торговле, строительстве, в области информационных технологий и в государственных организациях. Он работал в большинстве стран Европы, в странах Северной и Южной Америки, Азии и в СНГ.





COPYRIGHT 2006 © TRAININGS.RU - портал об обучении и развитии персонала (www.trainings.ru). Права на материал принадлежат компании "Амплуа-Брокер". При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Написать письмо

Ваш e-mail:
Сообщение:

 



Подписка на рассылку

Введите e-mail, чтобы подписаться на нашу рассылку:


Все права защищены © 2004-2017
Анна Иванова, (495) 585-89-66


Rambler's Top100     Яндекс цитирования
  Психология 100  

Создание сайта:
Студия 239