Анна Иванова - тренер, коуч, консультант
Создавая будущее сегодня
Хотите развиваться? Ищете решение? Попробуйте будущее на вкус, заказав бесплатную сессию коучинга по телефону +7 (495) 585-89-66

Новости

22.09.2005. Новая публикация журнала "Современные технологии управления персоналом"!

Анна Иванова. "Управленческий футбол: как законы спорта работают на бизнес"

Чемпионаты сменяют друг друга, команды то поднимаются на вершину футбольной славы, то срываются вниз, уступая место новым фаворитам…. Всё чаще в курилках офисов и Интернет-форумах, где собираются менеджеры разного ранга, всплывает тема футбола. Почти каждый считает себя специалистом в этом виде спорта. Можно ли эту всенародную страсть применить на пользу бизнесу? Попробуем в этом разобраться.

А тридцать лет назад...

Голландская футбольная команда "Аякс" предложила новую, невиданную прежде манеру ведения игры, которая не только давала потрясающие игровые результаты, но и к тому же была необычайно зрелищной.
Эта манера ведения игры, названная "тотальным футболом", была перенесена ее творцом, Ринусом Михелсом, и на голландскую сборную, которую он возглавил незадолго до чемпионата мира. Располагая всего одним игроком мирового класса и тремя игроками европейского класса, но используя более совершенную, чем у других, схему взаимодействия всех игроков, эта команда побеждала другие, более опытные сборные, в состав которых входило по несколько игроков мирового класса…

Основная задача любого менеджера -- наладить взаимодействие сотрудников, нацеленное на достижение определенной общей цели и учитывающее уровень компетентности каждого члена команды (отдела, магазина).
Мы все так или иначе следим за спортивными состязаниями, а футбол является самой популярной игрой. Так вот, проанализировав особенности функционирования футбольных команд, мы можем придти к выводу, что многое мы можем перенести на функционирование команд в бизнесе.

Параллели здесь совершенно очевидны. Например, проектная команда выполняет работу -- футбольная команда играет матч. И в том, и в другом случае есть общая цель, есть необходимость четкого взаимодействия и есть определенное количество игроков с разным функционалом.
Так же как футбольному тренеру, лидеру команды в бизнесе необходимо объединить людей разного уровня подготовки, возраста, образования, психотипа для того, чтобы они действовали целостно, эффективно, ради одной цели. А если принять во внимание, что многие компании имеют в своем штате выходцев разных культур и национальностей, то аналогия с футболом будет полной.

Что меняется, если мы берем не временную проектную группу, а постоянно действующий коллектив, отдел, подразделение? Собственно говоря, ничего не меняется, т.к. футбольную команду редко собирают для того, чтобы она сыграла только один матч. Обычно такая команда функционирует постоянно.
Тут уже кроме подбора игроков согласно специализации и уровню квалификации и организации их взаимодействия встает вопрос постоянной подготовки, тренировки, отработки на практике методов взаимодействия (как во время матчей, так и в период между ними). Та же самая "тренировка" необходима и командам в бизнесе -- группам торговых представителей, продавцов в торговом зале, проектным группам и т.д.
О тренировках в продажах автор подробно написал в статье "Продажи - командный спорт".

Мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы футбольная команда победила в чемпионате, игроки должны постоянно тренироваться. Когда же идет речь о постоянно работающем коллективе, то необходимость регулярной тренировки упускается из виду. Последствия такого непродуманного подхода (и здесь отличие менеджмента от футбола) выявляются лишь спустя длительное время.
Первая подсказка из мира футбола -- постоянная тренировка на рабочем месте.
Однако это не всё. Не все традиции спорта и футбола в частности эффективны и пригодны для переноса в бизнес.
Например, "покупка" звёзд, практикующаяся в футболе и других видах спорта, свойственна и миру бизнеса. Как часто руководители грезят мечтами найти суперпродавца, который будет продавать много, легко и весело, звезду, которую не нужно будет подгонять и контролировать, а, наоборот, которая своим примером будет тянуть за собой всех остальных, более ленивых или менее успешных!
Но многие руководители отделов продаж пошли еще дальше и подобно футбольным тренерам, которые строят тактику игры на том, что есть один форвард-звезда и все остальные игроки выполняют задачу прикрывать его или помогать ему, так и в отделе продаж организуют "группу поддержки" самого успешного менеджера, которая в первую очередь поддерживает его базу данных, оформляет его договоры...
Но без постоянной тренировки, работы над собой ни звезда спорта, ни звезда продаж не смогут быть эффективными на протяжении целого сезона.

Так почему нам интересен именно тотальный футбол?

Основная идея Ринуса Михелса заключалась в том, чтобы создать коллектив, в котором все игроки имеют равный уровень технических возможностей и физической подготовки, чтобы все они были способны в любой момент игры меняться друг с другом ролями, если этого требуют обстоятельства. Команда, играющая по этой системе, должна быть составлена из универсальных игроков, умеющих одинаково хорошо выполнять как атакующие, так и оборонительные функции, принимающих активное участие в каждом действии на поле, перемещаясь или отвлекая соперника.

Каждый менеджер может вспомнить такую ситуацию, которая напоминает игру команды, практикующей тотальный футбол. Это, например, крупная отраслевая выставка, когда группа сотрудников, работающих на стенде, вынуждена работать в режиме цейтнота (четко заданного периода времени действия выставки, как будто это время футбольного матча или период борьбы в подгруппах ради выхода в следующий тур соревнований), повышенных физических и эмоциональных нагрузок, когда один подменяет другого и все вместе действуют ради достижения общей цели.
Или работа магазина в период сезонных праздников, когда часто и начальники отделов, и даже директор выходят в торговый зал, встают к прилавку, чтобы обслужить большой наплыв покупателей...

Как начинала игру голландская команда?

Сначала действовала исходная схема 1+4+3+3, но по ходу матча эта расстановка уступала место тактике "организованного беспорядка", где взаимозаменяемость игроков происходила не только внутри линий, но и между линиями. Сила этой команды заключалась в постоянном движении ее игроков, которые много маневрировали по полю с мячом и без мяча, постоянно вклинивались в оборону соперника и методично разрывали ее. Когда игрок получал мяч, при такой тактике он имел большой выбор, кому именно отдать его; при другой тактике, жестко ориентированной на одного-двух нападающих, такого выбора у игроков часто не было вообще.
А что происходит, например, в торговом зале магазина, где у каждого сотрудника жестко закрепленное рабочее место, за которое он отвечает, и о том, что происходит в соседнем отделе, буквально, по другую сторону стеллажа, он не имеет представления? Правильно, так и происходит, что покупатель спрашивает, а ответить ему никто толком не может… Или в одном отделе наплыв покупателей и сотрудники не справляются с нагрузкой, а за соседним прилавком тишь и скучающие физиономии…
Конечно же, подход к управлению персоналом, подобный тотальному футболу, требует бОльших временнЫх затрат на обучение персонала, поскольку требует хорошего знания не только своего участка работы, но и смежных с ним. Зато такой персонал оказывается более готов к пиковым нагрузкам, а в ситуациях плановых нагрузок позволит обойтись существенно меньшими силами.

Как мы уже отметили, ориентироваться на одну звезду в команде, ни в футболе, ни в управлении персоналом невыгодно с точки зрения командной эффективности. Однако отказываться от звёзд совсем тоже нельзя.
Подход тотального футбола предполагает "звездность" всех игроков, т.к. требуемая при этом самоотдача, гибкость поведения, владение широким спектром умений требует определенной ответственности и креативности одновременно. Это предполагает такое отношение к работе, когда игра (работа) интересна, что при этом нисколько не снимает необходимость тщательной подготовки и планирования деятельности.

Для победы команда должна обладать общей креативностью, причем эта креативность обусловлена и личной креативностью игроков, и креативностью тренера. Креативность тренера заключается в умении обеспечить на поле необходимый уровень креативности команды в том составе, который может быть выставлен сегодня.
Такой же креативности от линейного менеджера отдела продаж или старшего продавца в магазине требует и выполнение плана в условиях, когда есть заданное количество "игроков" (сотрудников) и есть заданные условия "поля", т.е. рынка (товар, конкуренты и покупатели).

Если бы компании относились к подбору и тренингу своего персонала так же, как относятся к этому футбольные клубы (даже не европейского уровня), то многих проблем, на которые жалуются руководители, у них могло бы совсем не быть!
Конечно, создание слаженной команды продавцов, действующей эффективно наподобие лидера футбольной лиги или команды-победительницы Олимпийских игр – дело не одной недели. Это требует в первую очередь управленческой воли, которая предполагает изменение отношения к рядовым сотрудникам, готовность наделять их необходимыми для гибкой и ответственной работы полномочиями, создавать позитивные рабочие отношения, использовать современные методы мотивации и стимулирования. Однако полученный результат стоит вложенных усилий и имеет длительный по времени эффект.

(с) Анна Иванова, опубликовано в журнале "Современные технологии управления персоналом", №3 (9), 2005. При перепечатке ссылка на А-Тренинг Анны Ивановой обязательна.


Написать письмо

Ваш e-mail:
Сообщение:

 



Подписка на рассылку

Введите e-mail, чтобы подписаться на нашу рассылку:


Все права защищены © 2004-2017
Анна Иванова, (495) 585-89-66


Rambler's Top100     Яндекс цитирования
  Психология 100  

Создание сайта:
Студия 239